Автор |
Ринат Ряшитович Акжигитов, аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), makwwwin@yandex.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Вопросы конструирования и поддержания в рабочем состоянии федеративного государства со временем не теряют своей актуальности, а в условиях международной турбулентности становятся только значимее. Это особенно верно, когда речь идет о постимперском, мультиэтничном федерализме, уровень управляемости которого должен быть значительно выше, чем у обычного буржуазного федерализма. Автор ставит перед собой цель показать особенности федеративного строительства на дальних рубежах в условиях пересечения конкурирующих национальных амбиций, которые молодая советская власть пыталась усмирить с помощью проведения оптимального национально-территориального размежевания. Материалы и методы. Работа подготовлена на основе монографий и статей о развитии Средней Азии со второй половины XIX в. до середины 1920-х гг. включительно. Использован статический материал и сравнительно-государствоведческий метод. Результаты. Регион Средней Азии оказался наиболее поздним в плане его включения в состав Российской империи. Территориально-административной его основой стал Туркестанский край и два протектората – Бухарский эмират и Хивинское ханство. Местная российская администрация не форсировала переселение крестьян из Центральной России – оно происходило естественным путем из-за голода и малоземелья на обжитых территориях империи. Падение самодержавия и Временного правительства способствовало националистическому брожению, которое частично удалось нейтрализовать с ликвидацией Кокандской автономии в феврале 1918 г., но ключевую победу советская власть одерживает только с ликвидацией блокады в январе 1919 г. В то же время серьезным дестабилизирующим фактором являлось басмачество. В 1920 г. удается добиться свержения мусульманских авторитарных монархий в Хиве и Бухаре их преобразованием в народные, а затем социалистические республики в составе РСФСР. Образование в 1922 г. побуждает перейти к оптимизации национально-территориальной структуры в 1924–1925 гг. по линиям, намеченным В. И. Лениным еще в июле 1920 г. При этом приходилось справляться с преодолением местных национал-коммунистов. Одним из наиболее активных среди них являлся Т. Рыскулов, мечтавший о создании в Туркестане чисто тюркской компартии и армии. Выводы. Национально-территориальное размежевание, проводившееся в 1924–1925 гг., предусматривало прежде всего упразднение Туркестанской АССР, Бухары и Хивы как псевдогосударственных образований и организацию двух новых союзных республик – Туркменской ССР и Узбекской ССР – с целью преодоления опасности пантюркизма и пансилализма. Статус других республик до уровня союзных (Таджикской АССР, Кара-Киргизской АО) большевики поднимать не спешили, что было совершенно справедливо с учетом существовавшей социально-экономической и культурной отсталости, националистическими предрассудками.
|
Ключевые слова
|
образование СССР, Туркестанский край, Туркестанская АССР, советизация Бухарского эмирата, советизация Хивы, образование Туркменской ССР, образование Узбекской ССР, национально-территориальное размежевание в Средней Азии в 1924–1925 гг.
|